Провинция - Северо-Запад
Скачать свежий выпуск газеты: № 20 (1169)
Архив газеты PDF версии
Газета «Провинция. Северо-Запад». Еженедельник Волховского района Ленинградской области.
История
741 0 (Комментариев)

Люби и знай свой край. Часть 6

Продолжение. Начало Часть 1, Часть 2Часть 3Часть 4, Часть 5

Искать подлинный смысл в повседневных словах для всех уже необходимая практика. Так постепенно мы стали немного доморощенные лингвисты и этимологи. Вот, например, привычное слово «Спасибо», оказывается, включает в себя слова: «Спаси» и «Бог». При многочисленном и быстром повторении их вместе получается благодарение Всевышнему – «Спасибо». А слово «прелесть»? Пишем слово, состоящее из двух частей – «лесть» и приставки «пре», обозначающей превосходную степень первой половины. Вот и получается, что прелесть и есть высшая степень лести. Что касается разбора слов, то занятие это полезное и увлекаемое: и грамотность повышает, и смысл уточняет, и лексику обогатит. Попробуйте! И у вас получится.

Вернёмся к купцу-благодетелю, о чём говорилось в предыдущей главе.

Если восстановить хронологию событий этой семьи Ертовых (Эртовых) по имеющимся источникам, то смеем предположить, что «новая» родословная Ертовых, как купцов, могла начаться где-то у берегов Заполярья, точнее там, где максимально близко проходит граница с иностранными Северными государствами. Или, как писано в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина: «…у студёного моря, на Мурманском рубежу». ( А это район Ковдора, Печенги, Никеля, Паноя, Ловозера).

Ландшафт русского севера – это своеобразный тест на выживание. Умение выживать, принимать нестандартные решения определялось временем, событиями, условиями существования. Только решительные и здоровые, молодые и везучие, стойкие характером и недюжинным умом, способные «пойти в землю необетованную и непутную», и самореализоваться.

Земля Кольская удивительно щедра на богатства в ней заложенные. И на те, что на поверхности, и те, что в недрах. Для пропитания здесь есть всё: реки, наполненные рыбой, разной снедью, олени, морские и лесные звери, пушнина, тундровые угодья. Такое многообразие запасов при суровости местности становится привлекательной средой для людей сильных, способных выжить в экстремальных условиях, а экстрима здесь хоть отбавляй. Разные причины толкали сюда на земли коренных народностей саамов-лопарей. Кто приходил за новой жизнью, кто спасался от нищеты, кто бежал от преследований и наказаний, или искали лучшей доли, а кто и за лёгкой наживой. Этнография впечатляет. Кого там только нет! Вепсы, русичи, чуди, карелы, лопари-саами, русские поморы и другие этнические общности, то, что потом будет названо «малыми народностями». Принадлежность к вероисповеданию аборигенов и поселенцев Кольского полуострова тоже впечатляет. Язычники из числа коренных народов, православные, иноверцы, просто лихие люди, старообрядцы.

Вот тебе и конвергенция культур в реальности. Пёстрая смесь племён и наречий и рождала, и отражалась в своеобразии языка. Путаница букв Э и Е, которые потом встречаются в написании фамилии наших героев, скорее всего, оттуда.

Версия появления братьев по тексту из «Жития» младшего Ертова Ивана Давыдовича, из старшего поколения, оказавшегося в местах столь отдалённых, братьев было двое. Их появление в суровых заполярных краях по времени укладывается с началом раскола патриарха Никона с протопопом Аввакумом, ярым идеологом старообрядчества. Это время было началом миграционного лихолетья по вероисповеданию. Спасались по самым разным причинам и оставались без родословных. Отказывались от веры и всё начинали с чистого листа. Те, кто, избегая наказания по совокупности проступков, оказывался в этих краях, попадал в социально опасную группу «лихие люди». Страждущие простора для большого бытия закладывали здесь основы новой политической и экономической платформы развития. Потому, если каждую вещь или событие изучать изнутри, то именно там кроются и найдутся источники, побуждающие к изменениям. Изменялись условия, обстоятельства, события, следовательно, изменялись и люди. В тех краях в отличие от единоверных, всех иноверцев, безбожников, староверов, новопоселенцев, опричников и другой пришлый люд часто называли ертиками (современное обозначение еретиков). И как вариант на вопрос о происхождении фамилии, вполне может быть, что корни этой купеческой династии Ертовы или Эртовы – отсюда.

Смеем так же предположить, что именно там, в жёстких условиях для выживания приобретались навыки торгового промысла, натурального обмена как с соплеменниками, так и с «норманнами», так называли иностранные поселения. И это было началом коммерческого опыта в купеческом деле для наших индивидов.

По источникам известно, что шведы «издавна были в сомнительных отношениях» с опасным соседом, как они называли Россию. Но богатство края, возможности природопользования, уникальные природные объекты, величина территории, вызывали зависть, агрессивность, желание оккупировать, жгучую потребность и вымышленные претензии на делёж такого «лакомого кусочка» земли и моря, при отсутствии взаимопонимания. А дальше, как у А.С. Пушкина в «Сказке о золотом петушке» о том, как «соседи» стали беспокоить. Забыли, что сами назвали соседа грозным или опасным. А когда правила игры строят по принципу «виноват ты тем, что хочется мне кушать», или «мне плохо от того, что тебе хорошо», то тогда, в сущности, все средства хороши для создания противоречий, разборок, конфликтных ситуаций. Важно было предъявить претензии на богатые северные источники. А там по принципу – «победителей не судят». Но, как показывает история, если ты прав, то «всё возвращается на круги своя» и в том правда православия. Претендентов – участников на разрушение и захват Кольского полуострова всегда было много. Это и близлежащие «други» - недруги шведы, датчане, немцы и лютеране дальнего зарубежья. А инструментарий для реализации амбиций у завоевателей тоже был разнообразным. Это и захват наиболее незащищённых поселений, это и набеги, погромы, пожары, мародёрство, нашествие, пленение, блокада, заказные убийства, политические интриги, ошибки «партнёров» - тут все средства хороши для угнетения другого (одним словом, террариум единомышленников).

Скорее всего, братья разделили печальную участь многих из числа «новопришлых» во время развернувшегося на Поморье террора.

Изгоняемые с обетованных мест, новопоселенцы по закону выживания должны были приспосабливаться к кочевому образу жизни. А кочевать они умели. Просторы тундры и оленьи стада могли бы обеспечить такой образ жизни. Но, будучи по природе людьми осёдлыми, они стремились спланировать свою дальнейшую жизнь соответственно здравому смыслу и сложившемуся стереотипу прежнего бытия.

Высокая жажда жизни, здоровье, трудолюбие, бережливость, отвага, ответственность, любознательность, поддержка природы – таковы слагаемые успеха для того, чтобы выживать в сложившихся обстоятельствах. И у братьев они были. Везде и всегда есть выбор. Уничтоженные и разорённые территории шведскими, датскими набегами, заставляли многих, особенно наиболее жизнеспособных, уходить, спасаться от плена и дани. Найти выход и выбраться из лабиринта мог только деятельный участник с исключительной верой в успех. Молодые первыми «срывались», «сваливали» с насиженных мест, рассчитывая на Божию помощь, везение и благополучный случай. С обетованных просторов земли Кольской путей было несколько. Покидая Поморье, уходили вглубь страны. Кто навсегда, кто до лучших времён и с возвратом, кто «как получится». Проторённый торговыми маршрутами, а потому и менее опасный, считался путь в сторону Новгорода, земли которого к этому времени были возвращены России по условиям Столбовского мира. Ближним считался и путь в сторону Онежского озера. Карелия и Кандалакша для осёдлости тоже были подходящим местом для спасения.

Что касается персонажей нашего повествования, то кредо их выживания в том, что жалобы на бесчисленные бедствия человеческой жизни в условиях северной природы - не повод и причина терзаться ими, а надо обратить внимание на предупреждения и предотвращение неудач и постоянно меняться, гибко подлаживаться к обстоятельствам.

Обострённое чутьё на запрос у братьев Ертовых было уже проверено временем, условиями, событиями, то есть уже было в крови. А потому, опыт, умение считать и не ошибаться (время, когда на ошибках учатся, прошло и оправдало себя), трудности испытаний через классический набор: вода, огонь и медные трубы - закалили и приучили их к долгосрочным прогнозам.

Стратегия выбора состояла в расчёте своих возможностей и потребностей, в сочетании экономического ресурса предполагаемой осёдлости. Однако – это была не Москва, куда нельзя возвращаться (в Житие или мифе о родословной есть намёки, что они могли быть причастны к стрелецким разборкам, «а потому выдавали себя за шведов, чтобы спрятаться от преследований, а заодно уклониться от двойного налога»). Ертовы приняли решение двигаться в сторону торговых поселений, городской среды, речной и морской цивилизации, к жизни в которой они были готовы. Другими словами, пройдя сложный путь выживания (чаще всего в статусе «временных поселенцев») со своими «сотоварищами по жизни», в конечном итоге определяют свой путь – и это путь от шведских рубежей в сторону Заонежья, Олонецкой губернии, к ближайшим пунктам торгового пути России с Северными соседями. Братья выбирают место и сознательно определяют для себя, принимая, единственно верное решение, где на века есть ресурсный запас осёдлости. И это место – строительство города на Неве.

Л. БЕЛОНОЖКО
Продолжение следует

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Заголовок:
Сообщение: