Провинция - Северо-Запад
Скачать свежий выпуск газеты: № 20 (1169)
Архив газеты PDF версии
Газета «Провинция. Северо-Запад». Еженедельник Волховского района Ленинградской области.
История
864 0 (Комментариев)

К 100-летию плана ГОЭЛРО: Оскар Рудольфович Мунц – главный архитектор волховской ГЭС. Окончание

…С полным напряжением творческих сил О.Р. Мунц продолжал трудиться и после работ на Волховстрое. В 1927 – 1930 гг. по его проекту, разработанному совместно с А.И. Дмитриевым, в Харькове был возведён Дом кооперации, вошедший в архитектурный ансамбль площади Дзержинского. В конце 1920-х гг. Оскар Рудольфович реконструирует бывшее здание Павловских казарм, приспосабливая его для треста «Ленэнерго».

...И вот заканчивается Хибинский период. Долгожданный и родной Ленинград. Поезд остановился под навесом Московского вокзала. Паровоз устало выпускает клубы дыма и пара. На перроне взволнованные встречающие.

Оскару Рудольфовичу вспомнилось участие совместно с С.В. Беляевым в конкурсе проектов реконструкции Николаевского вокзала в 1907 году (вторая премия). Проект перестройки Николаевского вокзала в Петербурге в начале века был интересен рациональным построением плана и особой пластической выразительностью крупных форм, смелым решением главного вестибюля, для перекрытия которого предлагалось использовать железобетонную оболочку.

В июле 1933 года О.Р. Мунц становится руководителем мастерской треста (затем института) «Ленпроект» и занимается реконструкцией Ленинграда. Он возглавляет проектирование и строительство школ, больниц, жилых домов, в том числе, типовых. Два крупных жилых дома, спроектированных в его мастерской, в 1938 – 1939 гг., были построены на Троицком поле (2-й Рабфаковский пер., д. 5) и на Московском проспекте (д. 155). Последний органично вошёл в состав ансамбля, развёрнутого вдоль магистрали, напротив парка Победы.

Успешно продолжал О.Р. Мунц и педагогическую деятельность. Он преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, являвшимся в 1930-х гг. частью Всероссийской Академии художеств. Свидетельством признания заслуг О.Р. Мунца стало присуждение ему в 1939 г. учёной степени доктора архитектуры и звания профессора.

...19 декабря 1941 г. Оскар Рудольфович – в блокадном Ленинграде. Постоянно хотелось есть. Очень холодно. Мороз пробирался вовнутрь, пронизывал весь организм. Когда перебирал журналы, на глаза попался «Бюллетень Волховской гидроэлектрической установки» (1927. № 10 – 11). Вдруг откуда-то пришло осознание того, что сегодня – 15 лет со дня пуска Волховской ГЭС. Нашёл свою статью, перечитал некоторые фрагменты. Сразу потеплело в душе, нахлынули воспоминания:

«...Переходя к оценке полученных результатов с эстетической точки зрения, следует, прежде всего, отметить, что общее расположение на реке здания и, связанных с ним сооружений, чрезвычайно живописно. По-видимому, долго вынашиваемая и строго проверенная в своей логике инженерная мысль неизбежно приводит к решению одновременно и целесообразному, и красивому, подтверждая родственность этих понятий... Впоследствии, когда правый берег Волхова освободится от лишних временных сооружений и получит вблизи станции должное благоустройство, будет достигнуто впечатление разумной и спокойной власти человеческого гения над силами природы без нарушения её красот...

...Башни взаимно симметричны, но ассиметричны каждая в отдельности... К щитам Стонея прижата малая башня. Она является элементом здания... положение малой башни делает логичным помещение часов с двумя большими циферблатами, из которых один обращён в сторону верхнего деривационного канала, другой – в сторону аванкамеры (аванпорта)...

...Ориентировка здания по сторонам света обеспечивает освещение лучами солнца всех фасадов, за исключением торцового на нижнем островке, почти всегда остающегося в тени. Солнечное освещение делает более заметными пилястры фасадов, подчёркивает значительные выступы карнизов и даёт теневые пятна под зонтами в местах выводов.

Кроме того, надо заметить, что более богатая по рельефам часть – фасад со стороны нижнего бьефа в пределах генераторного зала, с откосами в пролётах больших окон и в мотиве под окнами, освещается, главным образом, косыми лучами заходящего солнца, что даёт сравнительно богатую игру света, тени и полутонов и сосредоточивает на себе, как на главном, внимание зрителя...».

Как и все ленинградцы, О.Р. Мунц мужественно встретил лишения, выпавшие на его долю в дни фашистской блокады. Но организм немолодого уже человека не выдержал чудовищных испытаний голодом и холодом: 7 января 1942 г. Оскар Рудольфович Мунц скончался. В числе других профессоров Академии художеств, не переживших блокаду, он похоронен на Смоленском кладбище. Гранитная стела, находящаяся недалеко от берега р. Смоленки, напоминает о погибших в 1942 г. профессорах и сотрудниках Академии художеств.

Совершенно логичным явилось то, что сын Оскара Рудольфовича известный архитектор Владимир Оскарович Мунц (6.03.1903, Санкт-Петербург – 14.01.1974, Москва) и внук архитектор-художник Андрей Владимирович Мунц (1954 г., Москва) продолжили традиции знаменитого отца и деда в своём творчестве.

Оскар Мунц                                                                             Владимир Мунц

 

Ещё в 1929 г. Г.О. Графтио, отмечая заслуги О.Р. Мунца в успешном выполнении задания большой государственной важности, писал:

«В своей деятельности Мунц зарекомендовал себя как весьма серьёзный специалист. Разнообразные и сложные задачи архитектурного оформления инженерных заданий разрешались им всегда успешно, с проявлением выдающегося проектировочного навыка, художественного умения и притом в полном сочетании с правильным пониманием конструктивных и производственных требований. Таким образом, отдавая должное внимание внешнему облику здания и его внутренней отделке, он, вместе с тем, подробно входил в разрешение задач общей концепции и в вопросы конструктивных приёмов... В лице О.Р. Мунца надлежит признать одного из особенно ценных сотрудников Волховстроя, в значительной степени способствовавшего успешному завершению поставленной перед строительством задачи».

Говоря о трудах и заслугах О.Р. Мунца, логично поставить вопрос об охране его произведений. Бесспорно, заслуживают статуса охраняемых памятников истории и архитектуры здание Волховской ГЭС, её подстанции на Полюстровском проспекте и другие сооружения.

И, конечно, главный архитектор Волховстроя достоин того, чтобы в память о нём установить мемориальную доску, например, в здании Волховской ГЭС (по признанию современников, красивейшего архитектурного сооружения этого рода). Как и Генрих Осипович

Графтио, Оскар Рудольфович Мунц давно заслуживает звания «Почётного гражданина города Волхова». Пишу об этом снова, 15 лет спустя, в надежде на помощь в решении естественного и назревшего вопроса петербуржцев.


Дорогие волховчане и гости нашего города!

Когда вы проезжаете через реку Волхов, обратите ещё раз внимание на архитектурный шедевр, украшающий наш город и ставший его визитной карточкой. Это знакомый всем со школьных лет действующий исторический памятник мирового уровня – Волховская ГЭС. Она создана в трудные годы нашей истории. В ней заключены мечты многих людей. Ей отданы лучшие годы выдающихся учёных, инженеров, рядовых строителей. Вкладывая всё лучшее, они творили. Отдавая, любили.

Над Волховской ГЭС прошумят годы. Но то, во что вложена Душа – бессмертно. И благодарные люди будут приходить и приходить сюда, вместе с детьми, внуками. Будут удивляться и восхищаться силой человеческого Духа. И уходить просветлёнными. Великая Любовь не исчезает бесследно. Она возгорается в душах новых поколений. И так – из века в век. Пока мы любим и любимы, мы – бессмертны, мы – вне времени и пространства. Любовь безгранична, всесильна и всепобеждающа.

Николай КАРЕЛИН,
историк

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Заголовок:
Сообщение: