Провинция - Северо-Запад
Скачать свежий выпуск газеты: № 16 (1165)
Архив газеты PDF версии
Газета «Провинция. Северо-Запад». Еженедельник Волховского района Ленинградской области.
История
1632 0 (Комментариев)

Павел Ефимович Миронов: жизнь и судьба фронтовика, живописца из Самушкино

Мне всё твоя мерещится работа,

Твои благословенные труды:

Лип, навсегда осенних, позолота

И синь сегодня созданной воды.

Анна Ахматова


В 2016 году, на празднике «Слава русского оружия», проходившем в Самушкино Волховского района, среди небольшой выставки предметов крестьянского быта, была представлена копия картины Ильи Ефимовича Репина «Нищая. Девочка-рыбачка». Картина, написанная русским живописцем в 1874 году во Франции, является одним из уникальных портретов, выполненных им в этюдной манере.

Автор, создавший в своё время, в целях обучения, копию знаменитой картины – уроженец деревни Самушкино, ровесник Октября, первый пионер Подбережской школы, фронтовик, живописец – Павел Ефимович Миронов. Его жизни и судьбе посвящена предлагаемая вниманию читателей статья, которая также поведает о некоторых интересных людях, участниках Великой Отечественной войны, тех, с кем наш герой был знаком лично.

Предки Павла Ефимовича Миронова исстари проживали на Русском Севере, в деревне Селютинской, относились к черносошным крестьянам, а значит, не были лично зависимыми, несли тягло в пользу Российского государства. С XVIII века Мироновы значатся государственными крестьянами.

Фамилия Миронов встречается в разных переписных книгах Устьянских волостей. Так, в переписной книге 1635-36 годов в деревне Селютинской, Заполье тож, что на реке Вель, записан «двор земского и церковного дьячка Васки Миронова, да брата его Макарки Миронова, а живут в нём третники Сидорко, да Ивашко, да Климко Сергеевы с братом, с Кирилком Сергеевым». Сами же братья Мироновы проживали на другом берегу реки Вель, в деревне Возгрецовской (Ростовское). Мироновы значатся и в переписной книге 1677-78 годов. В исповедной росписи за 1838 год в Селютинской упоминаются уже три семьи Мироновых. Примечательно, что и в наши дни старинная фамилия Миронов сохранилась среди коренного населения Селютинской – ныне деревни Вельского района Архангельской области.

Теперь уже никто и не скажет: когда точно и по каким причинам Мироновы перебрались с Русского Севера в Шахновскую волость Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии.

В метрической книге Рождественского Вороновского погоста нам встретилась запись о том, что крестьянин деревни Селютинская Устьвельской волости Вельского уезда Вологодской губернии, Фёдор Миронов, скоропостижно скончался 31 января 1901 года и захоронен на приходском кладбище. Вероятно, в Шахновской волости дед Павла Ефимовича Миронова находился на заработках.

13 января 1912 года селютинские Мироновы породнились с самушкинскими Ванюшовыми. Брак 20-летнего Ефима Фёдоровича Миронова с 17-летней Татьяной Тимофеевной Ванюшовой венчал священник Вороновского погоста Иоанн Павлович Анисимов.

Семья Мироновых жила в Самушкино, где у них родились сыновья: в 1915 году – Сергей, а в революционном 1917 – Павел. По воспоминаниям родственников, глава семьи, Ефим Фёдорович Миронов, погиб во время продразвёрстки.

Сестра Ефима Фёдоровича, Анна Фёдоровна Миронова, окончила в Санкт-Петербурге частную женскую гимназию Е.Н. Стеблин-Каменской, с 1 сентября 1913 года начала учительствовать в Подбережском земском одноклассном с четырьмя отделениями училище. Анна Фёдоровна одновременно вела занятия с двумя отделениями по всем предметам, кроме Закона Божия.

Павел Ефимович Миронов учился в Подбережской средней школе. В «Потанинской основной общеобразовательной школе» хранится альбом «Летопись пионерской дружины», в котором особого внимания заслуживает фотография 1929 года. На ней запечатлена старшая пионервожатая, Мария Петровна Чеснокова (Анишина), с пионерским отрядом Подбережской школы – одним из первых, организованных в Пашском районе Ленинградской области. Среди пионеров школы, слева от барабанщика, стоит босоногий мальчик Павел Миронов. У первых пионеров было много разных дел. Они собирали металлолом, золу, необходимую для удобрения полей, помогали взрослым с уборкой сена, овощей и корнеплодов. Пионеры проводили в школе пионерские собрания, сборы, выступали с концертами.

В 1932 году Павел Ефимович Миронов окончил 7 классов. Затем уехал в Ленинград, овладел профессией слесаря, работал по найму на разных предприятиях города. Так, в 1934-35 годах, он работал слесарем 3-го разряда на заводе № 8 Ленинградского областного объединения треста «Техника безопасности».

Вероятно, ещё с детства Павел Ефимович имел склонность к рисованию. В Ленинграде тяга к искусству усилилась, и он стал заниматься на подготовительных курсах Ленинградского художественного училища при ИЗОРАМе (изобразительное искусство рабочей молодёжи).

ИЗОРАМ, с 1931 года, размещался в двухэтажном здании бывшей церкви Успения Пресвятой Богородицы по адресу: улица Жуковского, 16-а. Здание ИЗОРАМа не сохранилось до наших дней, так как 7 сентября 1941 года, в канун начала блокады Ленинграда оно было уничтожено прямым попаданием вражеской авиабомбы и вспыхнувшим за этим пожаром.

Организатором и художественным руководителем Ленинградского ИЗОРАМа был художник Моисей Соломонович Бродский (1896–1944) – организатор массового изосамодеятельного искусства рабочих в середине 1920-х – начале 1930-х годов. В годы войны, с 1941 по 1943 год, он работал как редактор по выпуску открыток. Под грифом ИЗОРАМ в 1941 году были выпущены 2 художественные открытки. Остальные 17 открыток выпущены в 1943 году Ленинградским отделением издательства «Искусство».

23 июня 1943 года Дзержинский РВК призвал Моисея Соломоновича на военную службу, которую он проходил в пулемётной роте 2-го учебного батальона 78-го запасного стрелкового полка 36-й запасной стрелковой дивизии. Полк дислоцировался в посёлке Токсово, проводил крупные отправки пополнений для частей фронта. Наиболее интенсивно работа по формированиям проводилась в период активизации военных действий на Ленинградском фронте. Только по состоянию слабого здоровья Моисей Соломонович не был отправлен на фронт. 30 апреля 1944 года красноармеец Бродский М.С. получил заключение эвакогоспиталя № 257: «не годен к прохождению военной службы с исключением с учёта». 9 мая 1944 года он был демобилизован. В июне 1944 года художник Моисей Соломонович Бродский скончался в Ленинграде.

В личных документах П.Е. Миронова сохранилась справка 1936 года, из которой известно, что занятия при ИЗОРАМе он посещал по общим выходным дням, в разное время: с 6 до 12 часов или с 11 до 14 часов. На справке стоит печать заведения и подпись: «В. Мейер». Очевидно, В. Мейер был одним из учителей Павла Миронова, поэтому расскажем немного о нём.

Художник Владимир Оскарович Мейер (1908–1979), с 1926 по 1941 годы работал в ленинградских мастерских ИЗОРАМа. До войны он проживал в доме ИЗОРАМа, в квартире № 3.

Документы с сайта «Подвиг народа» и биографические сведения из статьи В.П. Мартыненко «К истории ленинградского ИЗОРАМа: новые материалы», опубликованной в 2017 году, в сборнике «Петербургские искусствоведческие тетради», сообщают нам: судьба Владимира Оскаровича сложилась нелегко. В марте 1941 года он был призван на очередную военную подготовку в 20-й отдельный инженерно-аэродромный батальон, а вскоре началась война. В 1942 году его направили в разведывательный отдел Северного фронта. 2 апреля 1943 года, в районе озёр Юляярви – Луомаярви, В.О. Мейер при выполнении боевого задания, нарвавшись на засаду гитлеровцев во время перехода речки, попал в плен. «Как разведчика его приговорили к расстрелу, но заменили лагерем смерти, где он пережил все ужасы плена и, как вспоминал, «стоял одной ногой в могиле». Находился Владимир Оскарович Мейер в финском лагере советских военнопленных № 32 в Хюрюнсалми. В 1944 году Финляндия вышла из союза с Германией. Финны стали лучше относиться к военнопленным, благодаря чему В.О. Мейеру удалось выжить.

В 1945 году В.О. Мейер был репатриирован окружным СМЕРШ 283 ПФЛ (проверочно-фильтрационный лагерь) в г. Сталиногорск (ныне Новомосковск Тульской области). Он преподавал рисунок в Строительном техникуме, работал художником в комбинате «Москвоуголь», затем на шахте № 27 треста «Сталиногорскуголь». Находясь на особом учёте, Владимир Оскарович был лишён возможности жить и работать в Ленинграде. В 1954 году его освободили от спецпоселения и реабилитировали формально. После Владимир Оскарович Мейер неоднократно бывал в Ленинграде, но поселиться снова в городе не имел возможности… Умер он в 1979 году.

Вернёмся же к биографии Павла Ефимовича Миронова. В 1938 году его призвали на действительную военную службу в РККА. Военную присягу он принял в августе 1938 года при 126-м отдельном стрелковом батальоне внутренней охраны НКВД СССР. Батальон был сформирован 1 января 1938 года, осуществлял охрану береговой линии Соловецкого архипелага и отделений Соловецкой тюрьмы особого назначения ГУГБ НКВД СССР, находящихся в Савватьево и на острове Муксалма. 29 ноября – 11 декабря 1939 года батальон в полном составе передислоцировали в Читу, где он вошёл в состав 19-й отдельной бригады конвойных войск НКВД СССР. На батальон возложили служебно-боевую задачу по выполнению военно-конвойной службы, в том числе охране внутренней тюрьмы УНКВД по Читинской области, охране заключенных в ходе судебных заседаний Читинского областного суда, военных трибуналов войск НКВД и соединений Красной Армии. 30 мая 1940 года батальон был передислоцирован в Краснодар.

По возвращении из армии, 13 ноября 1940 года, Павел Ефимович устроился слесарем-механиком в Контору № 1 Треста № 34.

На следующий день после начала Великой Отечественной войны, 23 июня 1941 года, П.Е. Миронов был мобилизован Смольнинским РВК Ленинграда и направлен в 239-й стрелковый полк 27-й стрелковой дивизии. Своё первое ранение Павел Ефимович получил 18 марта 1942 года на Карельском фронте.

В личном архиве П.Е. Миронова хранится групповая фотография с фронта, с подписью на обороте: «На память лучшему боевому другу Павлу Миронову от друга Николая Иванова. Не забывай по-военному. Вспоминай, как дрались. 14/XI-42 г. Н. Иванов. Отечественная война». Друг-однополчанин Павла Ефимовича заслуживает того, чтобы мы вспомнили и рассказали о нём.

Краснодарец Николай Дмитриевич Иванов, 1917-18 г. р., на военную службу был призван в сентябре 1939 года. Войну он встретил на Ребольском направлении Северного (с 23 августа 1941 года Карельского) фронта. Служил в 239-м стрелковом полку 27-й стрелковой дивизии пулемётчиком, затем – стрелком взвода пешей разведки. Об отваге Николая Иванова можно узнать из его наградных листов, один из которых сообщает: «22 июля 1941 года пулемётным огнём отбил шесть атак противника, нанеся ему при этом большие потери – убитыми и ранеными до 12 человек. 20 сентября, во время боя, уничтожил около 10 финнов и своим ураганным огнём дал возможность группе разведчиков выполнить боевую задачу. 26 ноября 1941 года, во время встречи с противником, он быстро развернул пулемёт и прикрыл тыл разведки…». Уже к концу 1941 года Н.Д. Иванова представляли к ордену Красной Звезды, но в итоге, в марте 1942 года, «за проявленное мужество и находчивость при захвате двух пленных в январе 1942 года», наградили медалью «За отвагу».

К марту 1944 года Николай Дмитриевич Иванов совершил более 80 походов в тыл противника! Как бывалый разведчик, при выполнении боевых задач, он проявлял большую находчивость. На боевом счету Н.Д. Иванова свыше двадцати уничтоженных белофиннов. При его непосредственном участии взводом пешей разведки было взято шесть языков. За мужество и отвагу он был награждён орденом Красной Звезды в марте 1944 года.

27-я стрелковая дивизия вела боевые действия на Карельском фронте до подписания договора о перемирии с Финляндией в сентябре 1944 года, затем она была направлена в Вологду на переформирование. С 29 января 1945 года дивизия воевала на 2-м Белорусском фронте. За участие в боях по освобождению польских городов Шлаве и Штольп, Н.Д. Иванов был награждён орденом Славы III степени в марте 1945 года. 28 марта 1945 года, при штурме города Гдыня, ефрейтор Иванов в числе первых ворвался на улицу города, убил в бою три вражеских солдата и взял в плен одного офицера, которого представил в штаб полка. В мае 1945 года Николая Дмитриевича Иванова наградили орденом Славы II степени, в 1985 году – орденом Отечественной войны II степени.

На Карельском фронте Павел Ефимович Миронов провоевал до 1 августа 1943 года, затем военные пути друзей-однополчан разошлись. Николай Иванов закончил войну со своим полком и, если верить данным из его наградных листов, не получил ни одной контузии, ни одного ранения. У Павла Миронова сложилось всё иначе…

Ирина ТРОШИНА,

Татьяна СТЕПАНОВА

Окончание следует

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Заголовок:
Сообщение: