Провинция - Северо-Запад
Скачать свежий выпуск газеты: № 16 (1165)
Архив газеты PDF версии
Газета «Провинция. Северо-Запад». Еженедельник Волховского района Ленинградской области.
История
2636 0 (Комментариев)

История церковного прихода села Тюнев Посад: зарождение и закат

В каждый храм, при построеньи,
Бог по Ангелу даёт,
и находится в служеньи
в новом храме Ангел тот.
Николай Мельников

На территории Волховского района находилось много памятников церковной старины, утраченных по разным причинам. Но, сегодня мы расскажем читателям о пока ещё существующем в деревне Вороново Потанинского сельского поселения Волховского района памятнике старины – Петропавловской церкви, которая постепенно, начиная с 1990-х годов, разрушается. Сейчас своим состоянием церковь близка к утраченной, но всё ещё остаётся надежда на её консервацию и последующее возрождение.

Священник Николай Михайлович Землянский в 1883 году местонахождение своего прихода описывал так: «Тюнев Посад находится в 180 верстах от Петербурга, в 30 верстах от Новой Ладоги, в 2 верстах от почтовой станции Шахново, подле Вороновской станции вновь открытого Свирского канала Александра III. Село расположено по берегам реки Вороновки и двух Свирских каналов. В просторечии село называется Усть-Воронова, ибо стоит при устье Вороновки».

Церковный приход в селе Тюнев Посад – один из молодых приходов Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии – основан в 1865 году. Образовался он из деревень, исстари входивших в соседний Рождественский Вороновский приход, расположенный в 5 верстах от Тюнева Посада. В приходе состояли жители следующих десяти деревень: Тюнев Посад, Белый Костёр, Песчаницы, Заостровье, Шурягское Ёлохово, Лахта, Бакланово, Кириково, Грабухино и Шурягская Караулка.

Среди прихожан были обрусевшие финны. Прихожане занимались рыбной ловлей, тягой судов лошадьми на каналах, заготовкой и сбытом дров и леса.

Типовой проект, по которому построена Тюнево-Посадская Петропавловская церковь на 450-500 человек, XIX в.

Начиная с 1861 года, жители, перечисленных выше деревень, активно занимались вопросами, связанными с получением разрешения на постройку деревянной Петропавловской церкви вместительностью на 450-500 человек. Изначально новая церковь должна была относиться к Вороновскому погосту, но крестьяне настойчиво просили свой отдельный приход. Так, 26 марта 1861 г., было подписано соглашение с государственными крестьянами о постройке церкви. Именно будущие прихожане выбрали понравившийся проект церкви из числа типовых, представленных им.

В Акте от 29 июля 1861 г. описано место, выбранное под строительство церкви: «… в деревне Тюнев Посад, находящейся на мысе, омываемым с запада Ладожским озером, с востока – Свирским каналом, с юга – рекой Воронежкой, в 8 саженях от уклона канала между домами Тимофея Денисова, вдовы Аксиньи Богдановой, Тимофея Щёпотева и Василия Антипова». Место это именовалось Носок.

Управляющий Петербургской палатой государственных имуществ был против этого участка земли из-за нахождения на нём четырёх крестьянских жилых домов. Крестьянам же это место очень понравилось по ряду причин, поэтому они были против другого, а дома обещали перенести на новые места. В 1862 году все перечисленные крестьяне согласились отдать свои места под застройку церкви, перенесли дома, получив при этом вознаграждение: Щёпотев – 250 руб., Лебедева и Денисов – по 100 руб., Антипов – 200 руб.

Стройка церкви была разрешена указом 1-й экспедиции Санкт-Петербургской консистории от 24 июня 1864 г. 2 апреля 1865 г. составлена смета на лес, а затем прошение на ссуду.

Тем временем, в 1865 году на правом берегу реки Воронеги, в Тюневом Посаде из часовни была устроена временная деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с пристройкой алтаря. Место, на котором она стояла, называли «у̀гольник», потому, что там некогда жгли уголь. Длина церкви составляла 8 саженей (17,07 м). Иконостас писал суздалец Михаил Иванов.

Уроженец Тюнева Посада, Николай Павлович Гоголев, сообщил нам размеры фундамента этой церкви – 10х20 м.

Первую метрическую книгу в приходе священник А.И. Велитский начал вести с сентября 1865 года. В этом году прихожан ещё продолжали хоронить на Вороновском погосте. Вскоре на правом берегу реки Воронежки, в полуверсте от села Тюнев Посад, возникло первое приходское кладбище, от которого в наши дни не осталось никакого следа. Н.П. Гоголев помнит последний железный крест с этого кладбища, ныне утраченный.

Позже, между деревнями Песчаницы и Шахново, на левом берегу реки появится второе кладбище. На нём нам удалось отыскать несколько старинных захоронений с читаемыми табличками. Например, Никифоров Семён Николаевич (26.06.1897 г., 60 лет),

Никифоров Василий Семёнович (19.02.1898 г., 34 года), Никифоров Леонид Васильевич (14.01.1911 г., 5,5 месяцев). Никифоровы (они же Мягковы) – семья из деревни Песчаницы Шахновской волости. Сохранилась до наших дней старинная надгробная плита крестьянки деревни Песчаницы, вдовы Наталии Тимофеевны Зыковой, скончавшейся 3 октября 1903 г. в возрасте 76 лет.

15 мая 1913 г. Строительным отделением Санкт-Петербургского губернского Правления был утверждён проект небольшой деревянной часовни с двускатной крышей, маленькой главкой и крестом. Часовню построили рядом с кладбищем и в 1950-х годах она ещё сохранялась.

Священноцерковнослужителей и некоторых членов их семей погребали при обеих церквях, остальных прихожан – на приходских кладбищах.

Строительство же новой Петропавловской церкви было начато в августе 1866 года, а к январю 1868 года она уже стояла под крышей. Иконостас писал тихвинский мещанин А.К. Шауров. Построена церковь тщанием прихожан и на пожертвования благотворителей по сборной книжке. 9 сентября 1873 г. её освятил благочинный Лев Фёдорович Быстреевский.

В 1910 году была составлена страховая оценка с описанием церкви во имя Святых Апостолов Петра и Павла. «Церковь деревянная, на цоколе с кирпичами сверх бута. Снаружи обшита досками, внутри оштукатурена, покрыта железом. Снаружи, внутри и по крыше выкрашена масляной краской. Длина церкви, считая колокольню 12½ саж. (26,67 м), высота и ширина церкви не равномерны: высота до верхнего карниза – 3 саж. (6,4 м), ширина наибольшая в центральной части храма – 5 саж. (10,67 м). На церкви имеется одна небольшая глава, обшитая железом и выкрашенная масляной краской, увенчанная крестом, а также и колокольня. Больших окон 14 шт. (3 х 1¼ арш.), дверей – наружных створчатых, обшитых железом – 3 (3¾ х 2 арш.), внутренних створчатых – 4 (3¾ х 2 арш.), одна из них обшита железом.

Иконостас – ширина 13 арш. (9,25 м), высота 9 арш. (6,4 м), оценён в 936 руб. Церковь отапливается 4 голландскими железными печами. Колокольня – сверх церковной крыши – одноярусная, высота её до верхнего карниза 7 саж. (14,94 м), длина от церкви 1 саж. 1 арш. (2,84 м), ширина 2 саж. (4,27 м).

Ближайшая к церкви чужая постройка – караулка Министерства путей сообщения – жилое помещение, находящееся с юго-западной стороны на расстоянии 20 саж. (42,67 м)».

Церковь к 1910 году сохранилась хорошо. Вместе с иконостасом и колокольней её оценили в 8000 рублей.

В церкви хранился образ Петра и Павла в серебряной ризе, с позолоченными венцами, купленный прихожанами и особенно уважаемый рыболовами, которые отправляясь на ловлю рыбы, брали его на суда для служения молебна. За 425 рублей было куплено Евангелие в лист с украшениями из серебра.

В день Петра и Павла проходил крестный ход в Тюнев Посад и две соседние деревни, а 8 июля, в Заостровье и Шурягскую Ёлохову, в память о падеже скота.

Из описи часовен, составленной в 1808 году, узнаём о часовнях следующее. В Шурягах старинная часовня простояла более ста лет, когда в ≈1750-х годах крестьянами была выстроена новая часовня.

Между деревнями Тюнев Посад, Белый Костёр и Песчаницы, в поле, крестьянами этих деревень недавно [до 1808 года] была построена часовня на месте прежней пришедшей в ветхость. В часовне 4 окна с оконницами и железными решётками, колокольня с колоколом в один пуд. Вероятно, именно эту часовню перестроили во временную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в 1865 году.

Деревни Тюнево-Посадского прихода Шахновской волости на «Карте Петроградской губернии», 1916 г.

В 1910 году к Тюнево-Посадскому приходу относились две часовни. Первая – в деревне Кириково – деревянная, пятистенная, обшитая досками, крытая железом, с четырьмя окнами и двумя одинарными дверями. Обшивка, крыша и обтёсанные внутри часовни стены окрашены зелёной масляной краской. Длина часовни 5 саж. (10, 67 м), ширина – 2 саж. 2 арш. (5, 69 м), высота до верхнего карниза – 3 саж. (6,4 м). На часовне была одна малая глава, крытая железом и окрашенная масляной краской, с крестом. К ней примыкал дощатый, выкрашенный масляной краской коридор 1½ х 1½ арш. (1,07 х 1,07 м) со створчатой дверью. Часовня была построена в 1870-х годах и стояла в 15 м от ближайшего крестьянского дома. Вторая – в деревне Шурягское Ёлохово – деревянная, крыта дранкой, с двумя окнами и одной одинарной входной дверью. Длина и ширина часовни по 1 саж. 1 арш. (2,84 м), высота – 1 саж. (2,13 м). Построена была давно, стояла в 13 м от ближайшего жилого дома. В клировой ведомости за 1919 год часовни показаны в тех же деревнях.

В 1875 году открылась Усть-Вороновская земская школа (народное училище). Священник являлся её попечителем и законоучителем. Ученики участвовали в церковном пении. Приходское попечительство открыто в 1877 году. Председатель – священник, членов – 25, с них собиралось до 75 руб. в год, идущих на нужды школы. Размещалась она на нижнем этаже дома псаломщика, а затем в нанимаемом доме крестьянина Петра Романова в деревне Песчаницы. До революции в школе работали народные учителя – Кирсанов, уволенный в 1885 году для продолжения образования в учительском институте, Романова, переведённая в 1885 году из

Староладожского министерского училища, Александровы Иван Николаевич и Пелагея Ивановна.

В 1914 году была учреждена Шурягская земская школа, которая размещалась в наёмном доме. Учителем был Владимир Арсентьевич Колодонов.

Причт пользовался 3 % с капитала в 100 руб., положенного заштатным Новоладожским протоиереем Ильёй Алексеевичем Велитским, за поминовение умершего сына его Владимира. Вместо земли прихожане платили причту по 20 коп. с ревизской души, что составляло 100 руб. в год. В 1879 году был пожертвован билет в 1000 руб. на устройство железной ограды вокруг церкви. Ограда была построена в 1883 году на 80 саженях.

Причт Петропавловской церкви по штату сперва состоял из священника, псаломщика (дьячка) и пономаря, а после закрытия в 1876 году пономарской вакансии – из священника и псаломщика.

Первый приходской священник – Алексей Ильич Велитский (1842–…) – служил в 1865-1868 годах, наблюдал за постройкой церкви по проекту гражданского инженера Бартошевского.

Священник Андрей Сергеевич Барсов (1823–1873) служил в 1868–1873 годах. 24 сентября 1873 г. он скончался, погребён при церкви. Его жена Александра Васильевна скончалась в 1900 году в возрасте 76 лет. Дети А.С. Барсова являлись потомственными почётными гражданами. Сын Евгений Андреевич Барсов родился в 1849 году, служил по найму на Старо-Свирском канале. В 1884 году венчался в Петропавловской церкви с крестьянской дочерью из деревни Овкула Шахновской волости Марией Васильевой. Скончался Евгений Андреевич в 1896 году, погребён при церкви.

Священник Дмитрий Иванович Фальковский (1839–…), прослужив в церкви почти 3 года (1874-1876 гг.), был лишён места. В 1874 году он венчался с дочерью умершего священника А.С. Барсова, Юлией Андреевной Барсовой. Брак в Петропавловской церкви венчал благочинный священник Рождественского Пашского погоста Л.Ф. Быстреевский.

Священник Николай Михайлович Землянский (1839–1904) служил при церкви 19 лет – с 1876 г. по 1895 г. Дети Николая Михайловича погребены на разных кладбищах Тюнева Посада: дочь Ираида, 9 лет, в 1876 году – на приходском, сын Иван, 4 месяца, в 1877 году и дочь Лидия, 15 лет, в 1884 году – на кладбище при новой церкви.

С 1895 года священником определён Пётр Семёнович Азиатский (1872–1937), прослуживший в местном приходе до 1901 года.

Священник Иоанн Петрович Малов (1854–1913) служил с 1901 г. по 1913 г. В 1908 году скончался его сын Валентин Иоаннович Малов – студент 3-го курса Санкт-Петербургской духовной академии, которого погребли на приходском кладбище. И.П. Малов скончался 6 июля 1913 г., погребён при Петропавловской церкви.

Трагично сложилась судьба последнего дореволюционного настоятеля Петропавловской церкви – священника Петра Петровича Григорьева (1891–1937). Родился он в Санкт-Петербурге в 1891 году. В 1912 году, по окончании Петроградской духовной семинарии, его определили учителем Хлупинской церковно-приходской школы Лужского уезда. 22 августа 1913 г. был переведён священником к Петропавловской церкви Тюнева Посада, а 15 сентября этого года – рукоположен во священника. Состоял законоучителем при земских школах – Усть-Вороновской с 1913 и Шурягской с 1914 года.

Вид на Старо-Свирский канал и Петропавловскую церковь, Вороново, 1950-е гг. Фото из семейного архива А.Б. Фёдорова

29 августа 1914 г. в семье Григорьевых родилась дочь Вера. Были ли ещё у них дети, установить пока не удалось. После революции 1917 года П.П. Григорьев продолжал исполнять обязанности священника Петропавловской церкви и в 1918 году заполнил её последнюю метрическую книгу. 16 января 1919 года был мобилизован в тыловое ополчение, но по приговору прихожан – освобождён.

18 августа 1937 г. протоиерей Пётр Петрович Григорьев был арестован и 29 сентября 1937 г. особой тройкой УНКВД Ленинградской области приговорён по ст. 58 п. 9, 10, 11 УК РСФСР к высшей мере наказания.

Его жена, Пелагея Николаевна Григорьева, родилась 8 октября 1894 г. в Санкт-Петербурге. Занималась домашним хозяйством. Как и её муж, пострадала за веру и через две недели после его ареста, 1 сентября 1937 г. была арестована. 29 сентября 1937 г. особой тройкой УНКВД Ленинградской области приговорена по ст. 58 п. 9, 10, 11 УК РСФСР к высшей мере наказания.

Пётр Петрович и Пелагея Николаевна Григорьевы расстреляны 4 октября 1937 г. в Ленинграде.

Первый псаломщик Петропавловской церкви Иван Стефанович Рождественский (≈1836–1888) прослужил при оной 23 года. С 1865 г. по 1878 г. он исправлял обязанности псаломщика, а с 1886 г. по 1888 г. – в должности псаломщика. Скончался Иван Стефанович в 1888 году в возрасте 52 лет и погребён на кладбище при новой церкви. Жена его, Параскева Яковлевна Рождественская, состояла в должности просвирни церкви с 1895 года.

Иван Васильевич Реданский (≈1860–1893) – диакон на псаломщицком окладе с 1888 г. по 1893 г. Скончался от пятнистого тифа в 1893 году в возрасте 33 лет и погребён на кладбище при церкви. Жена – Евдокия Ивановна.

Иван Иванович Кутузов (1870–…) – приходской псаломщик в 1893-1900 годах.

Владимир Александрович Флорентьев – исправлял должность псаломщика Петропавловской церкви в 1900-1909 годах.

Николай Родионов (≈1868–…) – исправлял обязанности псаломщика с 1909 г. по 1911 г., с 1911 г. по 1916 г. служил в должности псаломщика. Жена Анастасия Афанасьевна Родионова умерла в 1913 году и погребена при церкви. Второй раз Николай Родионов женился на Наталье Ивановне Ивановой (Башкировой).

Последним дореволюционным псаломщиком Петропавловской церкви, был Владимир Владимирович Никольский, определённый 16 апреля 1916 г. на вакансию псаломщика, на которой и прослужил до 23 августа 1917 г.

Удалось выяснить ещё одно имя псаломщика Петропавловской церкви – Алексей Александрович Парвицкий. По сведениям 1919 года, с октября 1918 года он находился в отлучке.

Единственный пономарь Петропавловской церкви, Алексей Никитич Иванов, служил в должности в 1867-1876 годах. В 1876 году пономарская вакансия была закрыта, а А.Н. Иванов перемещён псаломщиком к церкви Преображения Господня в село Загубье, где он прослужил до 1908 года.

Петропавловская церковь, Вороново, 2019 г. Фото Т.С. Степановой

Известны имена церковных старост Петропавловской церкви. Это Николай Фёдорович Никифоров, занимавший должность 15 лет, с 1887 г. по 1902 г. Его усердная попечительская деятельность вызывала уважение в среде прихожан и благодарность со стороны епархиального начальства, поэтому 6 мая 1903 г. он был награждён серебряной медалью для ношения на груди, на Станиславской ленте. Его сын, Алексей Николаевич Никифоров, служил церковным старостой с 1 апреля 1902 г. по 1918 г. Затем, в разное время, эту должность занимали – Александр Иванович Гуринов, Яков Степанович Романихин – казначеи приходского совета.

Дома для причта, построенные прихожанами, были весьма удобны для проживания. Средства на отопление домов давали прихожане. Дом для священника – деревянный, двухэтажный, пятистенный, покрытый древесной дранью. Высота – 2 саж. 2 арш. (5,69 м), длина – 4 саж. (8,53 м), ширина – 4 саж. (8,53 м). В доме 20 окон (по 10 вверху и внизу) с двойными рамами, три печи – одна русская с плитой и две железные голландские. При доме бревенчатые сени. В 1910 году строение показано ветхим, а сени были близки к разрушению.

Псаломщику сначала построили одноэтажный дом, но в 1882 году его переделали в двухэтажный. В нижнем этаже этого дома размещалась земская школа, а в верхнем – причетник и сторож. В 1900 году прихожане построили новый дом для псаломщика – деревянный, одноэтажный, четырёхстенный, покрытый древесной дранью. Высота дома – 2 саж. (4,27 м), длина – 4 саж. (8,53 м), ширина – 4 саж. (8,53 м). В доме 7 окон, одна русская печь и одна железная голландская. При доме сени.

В 1883 году в 20 саженях (42,67 м) от церкви для сторожа был устроен деревянный, четырёхстенный, крытый деревянной дранью дом. Длина 2 саж. 1½ арш. (5,34 м), ширина 2 саж. 1 арш. (4,98 м), высота 1 саж. 1 арш. (2,84 м). Отапливалась сторожка одной русской печью с лежанкой. В доме 3 окна. При доме бревенчатые сени.

По сведениям 1910 года, кроме домов и строжки Тюнево-Посадскому приходу принадлежали следующие строения: баня, хлев при доме священника и хлев при доме псаломщика, два ледника, дровяник на столбах.

После принятия декрета Совета народных комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», официально опубликованного 23 января (5 февраля) 1918 г., церковь теряет право на собственность и не имеет прав юридического лица. Всё её имущество национализируется. По всей стране начинается ужасная кампания по закрытию и уничтожению объектов религиозного культа – монастырей, церквей, часовен.

В Новоладожском уезде (Волховском районе) с 1918 года ликвидируются монастыри, с 1920-х годов – церкви, но в основном они перестают действовать со второй половины 1930-х годов. Церковные здания приспосабливают под клубы, склады, машинно-тракторные станции и прочие цели. Некоторые бывшие церкви и часовни были частично или полностью утрачены во время Великой Отечественной войны, но немало их было разрушено и после, когда одни постройки сносили из-за ветхости, так как они представляли опасность для населения, а другие разбирали или взрывали на стройматериалы.

Вероятно, в 1919 году священник П.П. Григорьев оформил последнюю клировую ведомость Петропавловской церкви, в которой показал, что в этом году в приходе состояли – 626 мужчин и 786 женщин, проживающих в 258 домах. Количество домов по населённым пунктам: Тюнев Посад (село) – 2, Тюнев Посад (деревня) – 40, Белый Костёр – 11, Песчаница – 62, Ёлохово – 30, Лахта – 9, Бакланово – 15, Грабухино – 35, Кириково – 25, Шурягская Караулка – 15, Заостровье – 13.

Сначала Шахновский волисполком реквизировал у церкви приходские экземпляры метрических книг за 1865-1917 годы. 17 марта 1919 г. один из членов волисполкома национализировал церковные деньги в сумме 5524 руб. 73 коп. Затем было национализировано всё церковное имущество. В 1921 году, описав подробно имущество, священник П.П. Григорьев передал его по договору в пользование гражданам деревень Песчаницы и Тюнев Посад через уполномоченных от волисполкома лиц. До 1927 года новая власть сдавала Петру Григорьеву церковные постройки для религиозных потребностей населения, а часть построек использовала под общественные нужды. Но постоянно растущая арендная плата привела к тому, что священник вынужден был отказаться от аренды бывшего церковного имущества.

По данным Всесоюзной переписи населения, в 1926 году количество домов и жителей по населённым пунктам было следующее: Песчаницы (71 крестьянский двор, 330 жителей), Тюнев Посад (29 крестьянских дворов, 11 прочих, 177 жителей), Белый Костёр (10 крестьянских дворов, 1 прочий, 34 жителя), Грабухино (27 крестьянских дворов, 1 прочий, 141 житель), Кириково (10 крестьянских дворов, 18 прочих, 104 жителя), Бакланово (8 крестьянских дворов, 7 прочих, 71 житель), Лахта (11 крестьянских дворов, 1 прочий, 61 житель), Шурягское Ёлохово (10 крестьянских дворов, 16 прочих, 81 житель), Заостровье (5 крестьянских дворов, 11 прочих), Шурягские Караулки (15 крестьянских дворов, 9 прочих, 101 житель), местечко Везики (2 крестьянских двора, 2 прочих, 17 жителей).

В годы репрессий, кроме батюшки и матушки Григорьевых, за веру пострадали члены церковной двадцатки – работники рыболовецкого колхоза «Заря коммуны». Они проходили по делу П-62165 как участники контрреволюционной группы церковников и 29.09.1937 г. Особой тройкой УНКВД Ленинградской обл. были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Вспомним незаконно репрессированных поимённо.

Член церковной двадцатки, П.Е. Пашурин, репрессированный в 1937 г. Фото из семейного архива А.Б. Фёдорова

Гладкова Татьяна Ивановна (1880, Тюнев Посад – 15.11.1937, Лодейное Поле), Зыков Павел Фёдорович (1890, Песчаницы – 04.10.1937, Ленинград), Кушкин Степан Васильевич (1890, Песчаницы – 04.10.1937, Ленинград), Мосин Павел Иванович (1890, Тюнев Посад – 04.10.1937, Ленинград), Пашурин Павел Ефимович (1878, Песчаницы – 04.10.1937, Ленинград), Романихин Яков Степанович, (1876, Песчаницы – 04.10.1937, Ленинград).

Из соседнего Вороновского погоста по церковному делу пострадали Ванюшов Василий Матвеевич (1897, Самушкино – 04.10.1937, Ленинград) и бывшая монахиня Староладожского монастыря Михайлова Тамара Петровна (1871, Шлиссельбург – 04.10.1937, Ленинград), служившие до ареста псаломщиками Сретенской церкви.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на «у̀гольнике», по воспоминаниям Николая Павловича Гоголева, в 1945-46 годах ещё стояла. Он и его друзья учились в старой школе напротив и зимой по льду через Воронежку бегали в ветхую церковь. Однажды под одним из мальчиков подломилась лестница и он сломал ногу. На колхозном сходе, по соображениям безопасности, церковь решили развалить. Строительный материал бывшей церкви ни на какие нужды не использовался, поэтому, пролежав на земле, он постепенно сгнил.

О Петропавловской церкви известно, что сначала с неё убрали главу с крестом и колокольню. Позже в церкви выполнили перестройку разноуровневой кровли – выровняли её в одну линию по уровню самой низкой её части – алтаря и работы по её переоборудованию – установили кинобудку, скамьи и прочее. Так в Вороново появился клуб, в котором устраивали танцевальные вечера и показывали кинофильмы. Многие местные пионеры, комсомольцы и взрослые выступали на сцене клуба, участвуя в различных праздничных мероприятиях.

В разные годы клубом заведовали – Нина Александровна Филина (урожд. Харитонова), Вера Павловна Максимова (урожд. Гоголева), Зоя Михайловна Фёдорова (урожд. Лебедева), Дина Алексеевна Максимова. В 1980-х годах, из-за сократившейся численности населения в Вороново, клуб закрыли.

Состояние Петропавловской церкви внутри, Вороново, 2019 г. Фото Т.С. Степановой

Сейчас Петропавловская церковь стоит с разрушающейся кровлей, без полов, окон и дверей…

В Православии считается, что у алтаря освящённого храма всегда находится Ангел-хранитель. Если храм опустошён, Ангел всё равно не сходит со своего места. Если храм полностью разрушен и стёрт с лица земли, на том месте, где был престол, продолжает пребывать Ангел. Он молится за храм и прихожан, которые здесь бывали. Поэтому освящённое место не должно быть попираемо людьми. И те прохожие, которые совершают там крестное знамение, почитают это место, получают великую милость и благодать Божию.

И ещё нужно не забывать о том, что вся духовная жизнь наших предков проходила в храме, где их крестили, венчали и отпевали. Мы должны сохранять память о своих корнях, почитать те места, которые были особенно дороги нашим предкам, и передавать эту память потомкам.

Авторы выражают благодарность за предоставленные воспоминания, архивные материалы и фотографии из семейных архивов по теме статьи: Н.П. Гоголеву, А.Б. Фёдорову, Т.В. Бачуриной, В.Г. Трошину и С.В. Харитонову.

Ирина ТРОШИНА,
Татьяна СТЕПАНОВА
РОО ИКЦ «Воронега»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Заголовок:
Сообщение: